Сергей Первушин: «После «Тамбова» думал, что видел в футболе всё. Оказалось, нет»

Главный тренер «Металлурга» Сергей Первушин в интервью «ЛСГ» подвёл итоги противоречивого и отчасти скандального сезона, а также поделился планами на будущее.

Главный тренер «Металлурга» Сергей Первушин в интервью «ЛСГ» подвёл итоги противоречивого и отчасти скандального сезона, а также поделился планами на будущее.

В ДИВИЗИОН «А» ПОПАЛИ ЧЕСТНО

— Сергей Александрович, как бы вы оценили прошедший сезон?

— Сезон получился непростым, но я считаю, что команда выступила достойно. Если вы помните, меня назначили главным тренером 29 июня, а уже 16 июля «Металлург» проводил первый матч. На контрактах в тот момент оставалось всего два человека, так что комплектоваться пришлось в экстренном порядке. Несмотря на все трудности, досрочно решили задачу на первую часть сезона — попали в шестёрку лучших команд группы.

Был уверен, что в зимнюю паузу усилимся тремя-четырьмя футболистами. Но, к сожалению, по известным причинам нам не открыли дозаявочное окно. А тут ещё ушёл ведущий футболист Алексей Соловьёв. Во вторую часть сезона вошли с теми, кто остался: это три вратаря и 18 полевых игроков.

Если осенью ещё случались проходные или полупроходные матчи, то весной их уже не было. Понимал, что нам придётся сложно. В таких условиях находиться в высоком игровом тонусе можно было только за счёт тренировочного процесса, за счёт роста функциональных возможностей футболистов.

Очень хорошо сработал наш медико-административный штаб. Кроме механического повреждения ахиллова сухожилия у Руслана Ахвледиани, больше особых травм не было. В этом большой плюс, потому что каждый игрок у нас на счету, любая потеря весьма болезненна. Как ни крути, а основной состав резко отличается от тех футболистов, что находятся в резерве.

— Согласны, что «Металлургу» повезло, когда его, не попавшего в первую пятёрку, всё-таки включили в число участников дивизиона «А» второй лиги?

— РФС по ходу сезона принял решение о реорганизации второй лиги. Для нас, учитывая кадровые проблемы, это было неожиданно и очень некстати. Но я не согласен с тем, что мы попали в «серебряную» группу дивизиона «А» не по спортивному принципу. Я считаю, что по самому что ни на есть спортивному. Ведь большинство очков мы набрали в матчах с командами из первой пятёрки.

Где-то не хватило глубины состава. Так, в провальной домашней игре с «Салютом» не смогли выйти на поле сразу четыре футболиста основы — трое из-за карточек, ещё один из-за травмы. Да, совсем немного не хватило, оказались ниже «Авангарда» по дополнительным показателям. Но ребята молодцы и им надо сказать спасибо.

— Когда вы заступили на должность, говорили, что команда будет играть в комбинационный атакующий футбол. Но на деле больше действовали за счёт фланговых проходов и прострелов в штрафную. А весной почти вся игра и вовсе свелась к длинным забросам вперёд. Изменили своим принципам?

— Философия нашей игры в том, что в любой момент мы можем взорваться и провести быструю ответную атаку. При выборе тактической схемы многое зависит от качества футболистов. На мой взгляд, расстановка «3-4-3» — наиболее сбалансированная. На каждом участке поля она позволяет создавать численное преимущество, и за счёт него нивелировать пробелы в мастерстве. Эта тактика позволяла скрыть недостатки наших футболистов, и наоборот, продемонстрировать все свои достоинства. Посмотрите, фланговый игрок Максим Елеев забил пять мячей. Весной мы больше всех в группе создали голевых моментов. Другое дело, что страдала реализация.

НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ КОСТЯК, НО ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУКОВОДСТВА

— После зимней паузы вы были вынуждены перевести Романа Войделя на позицию центрального защитника, к чему соперники быстро привыкли. Был ли у вас в ситуации кадрового голода вариант «Б»?

— Разве что игра в четыре защитника, но такой вариант мы не применяли. Если у нас где-то был перебор атакующих игроков, то футболистов оборонительного плана, напротив, наблюдался явный дефицит. На сборах в Крымске мы наигрывали ситуации, что кому-то из ребят придётся играть на позиции трёх центральных защитников. Романа поставили в центр обороны, и со своей новой ролью он справился выше всяких похвал. Об этом говорят и процент выигранных единоборств, в том числе на «втором этаже», и умелая организация атакующих действий.

— Максим Григорьев играл роль наконечника атакующих построений, хотя в других клубах у него лучше получалось действовать в роли оттянутого форварда. Может, и в «Металлурге» стоило его использовать в этом качестве?

— Я вижу Григорьева именно наконечником, и по ходу сезона постоянно боролся с его стремлением действовать в подыгрыше, с тем, что он мало берёт игру на себя. У Максима прекрасный удар с обеих ног, он хорошо играет на опережение и спиной к воротам. В весенней части сезона Григорьев всё это наглядно продемонстрировал. Но уверен, он может играть ещё сильнее.

— Воспитанник московского «Спартака» Максим Сазонов, на которого пару лет назад возлагались большие надежды, весь сезон просидел на лавке. Он не подходит под вашу модель игры, или просто не устраивает вас как футболист?

— Не подходит. По многим компонентам, в том числе по отношению к футболу. Максим — талантливый парень, природа его не обделила. Но в современном футболе талант — не самое главное. Необходимы ещё работоспособность, характер. Если он сам не осознает, что надо пахать, то его футбольное будущее под вопросом. Я ожидал от Сазонова большего, но количество времени, проведённого на поле, говорит само за себя.

— Денис Поярков покинул команду. Вы больше не нуждаетесь в его услугах?

— Пока это не окончательное решение, многое будет зависеть от комплектования.

— Останутся ли в команде игроки основного состава, чьи контракты истекли?

— Я бы очень хотел, чтобы те же Войдель, Григорьев, Андрей Алексеев и другие опытные футболисты остались. Говорил с ними на эту тему, теперь всё зависит от руководства. Роман и Максим хотят остаться в «Металлурге». У Андрея есть предложение от клуба первой лиги. Если там у него не получится, есть договорённость, что он вернётся к нам.

УСИЛЕНИЕ ТРЕБУЕТСЯ ВЕЗДЕ

— Как будет построен учебно-тренировочный процесс?

— Изначально хотел собрать команду 24 июня, но передумал, первое занятие провели 20-го числа. Тренироваться будем в двухразовом режиме, с минимумом выходных. Много предстоит работать над тактикой, новичков надо будет встраивать в схему.

Планируем, что с каждым днём будем добирать игроков. В моём понимании, в команде должно быть не менее 20 полевых футболистов и три вратаря, чтобы иметь возможность проводить двусторонку в формате «11 на 11». А в идеале, если добавить ещё перспективных ребят из молодёжной команды, — 27 человек.

— Сколько потенциальных новичков на примете?

— Кандидаты есть, в том числе в командах нашей группы. Многое зависит от их финансовых аппетитов. В «Металлурге» далеко не заоблачные зарплаты. В Перми, Челябинске, Новосибирске они в разы больше. Возможности потенциальных новобранцев я хорошо изучил. Поэтому будем приглашать футболистов не на просмотр, а сразу на контракты. И чем раньше, тем лучше. С каждым днём заполучить того или иного интересующего нас игрока будет всё сложнее.

— Какие позиции считаете проблемными?

— Почти все. Это основной и запасной центральные защитники. Дублирующие позиции латералей — в той схеме, которую мы используем, большое значение имеют игроки этого амплуа. Не всегда их хватает на весь матч. Мне бы хотелось после 60-й минуты для поддержания высокого темпа иметь возможность делать полноценные замены. Также центральные полузащитники, я считаю, это наша наиболее уязвимая позиция. Ну и атакующие футболисты. Создавая столько моментов, мы мало забивали.

— Ранее вы говорили, что приглашение арендованных футболистов — не путь «Металлурга». Не поменяли мнение?

— В этом сезоне будем рассматривать такие варианты.

— Пойдут ли новички в «Металлург», зная о финансовых проблемах клуба?

— Будем убеждать. Обговаривать условия с руководством. Лишний аргумент в нашу пользу, что мы играем в дивизионе «А». Есть ряд качественных футболистов, чьи команды не смогли туда пробиться. Со спортивной точки зрения им интереснее играть в более престижном турнире.

— Возьмёте кого-то из молодёжной команды?

— Есть ребята на примете. Не буду называть фамилий. Но они на дальнюю перспективу. В данный момент мне нужны «лимитчики» 2002 года рождения. Сейчас в команде этому цензу соответствуют Максим Болдырев, Сергей Горбатенко и Михаил Заботкин, но хотелось бы иметь ещё пару человек. Селекция будет направлена в том числе и на поиск таких футболистов.

— Есть определённость по спаррингам?

— Договорились сыграть 2 июля с тамбовским «Спартаком». Тамбовчане предлагали провести ещё один матч 12 июля, но меня эта дата не устраивает. Перед стартом нового сезона, который намечен на 16 июля, хотелось, чтобы у нас был недельный цикл подготовки. В итоге сошлись на 10 июля, когда «Спартак» пожалует в Липецк с ответным визитом. Кроме того, 6 июля на своём поле примем курский «Авангард».

— Вас не беспокоит, что может повториться прошлогодняя ситуация, когда из-за различных долгов не удастся зарегистрировать новых футболистов, и придётся начинать новый сезон с теми, кто есть?

— Ещё как беспокоит! Не хочется даже думать об этом. Если в прошлом году мы, можно сказать, проскочили, когда нам разрешили заявить на матч хотя бы 12 футболистов, то сейчас и этого не будет. Потому что на контрактах остались только десять человек. Но надеюсь, такого больше не повторится.

— Когда на матч с «Рязанью» в заявке оказалось всего 12 футболистов, были в шоке?

— Не то слово. Думал, что после «Тамбова» в футболе видел всё. Оказалось, что нет. Неприятное удивление вызвала и невозможность усилиться в зимнее трансферное окно.

Мне хочется создать в Липецке сильную команду. И для этого есть всё: стадион, прекрасная база. Был на приёме у губернатора — Игорь Георгиевич также заинтересован в наличии в области хорошей футбольной команды. Поэтому нужно, чтобы дозаявка для нас была всегда открыта, и каждые полгода можно было бы делать команду всё сильней и сильней.

— Как можно работать, когда обещают одно, а на деле получается совсем другое? Не хотелось всё бросить?

— Конечно, очень непросто работать в таких условиях. Не хочу выглядеть жалобщиком: то не дали, это не предоставили. Нужно работать с тем, что есть. И мы работаем. Тренерскому штабу в зимний подготовительный период удалось поднять уровень футболистов. Прогресс наших ребят очевиден. Одна из моих главных целей — чтобы домашние матчи «Металлурга» собирали по пять тысяч зрителей. Тогда я скажу, что свою работу выполнил хорошо.

— Лично с вами рассчитались полностью?

— Пока нет. Осталась минимальная задолженность, но это допустимо. В настоящий момент финансирование нормальное, зарплата выплачивается вовремя, начали рассчитываться по премиальным, остались небольшие долги за прошлый год.

— Назовите самые запоминающиеся матчи в обеих частях сезона?

— В первой части, однозначно, с «Рязанью». Ещё вечером накануне игры я наделся, что нам разрешат заявить приглашённых футболистов. Но увы. В том составе, который вышел на поле, мы не провели ни одной тренировки. Первый тайм был катастрофический, пропустили один мяч, а должны были три или четыре. В перерыве в раздевалке состоялся серьёзный разговор, на фишках разобрали с ребятами тактические моменты. И во втором тайме с двух «стандартов» переломили ход матча. А весной запомнились обе игры с «Калугой» и матч в Раменском, где мы потеряли обидные очки. Они сидят занозой в сердце.

Источник: Чемпионат48 20.06.2023 17:30 854

Оцените статью
Добавить комментарий