Именитый новичок «Металлурга» Максим Григорьев вместе с Максимом Гайдуковым разделил звание лучшего игрока липецкой команды в первой части чемпионата. На прошлой неделе корреспондент «ЛСГ» Сергей Банных встретился с бывшим футболистом сборной России, а ныне нападающим «сталеваров».
СЮРПРИЗЫ ВТОРОЙ ЛИГИ
— Максим, какими судьбами оказались в «Металлурге»?
— Летом я находился в родном Липецке в поисках клуба. Позвонил главный тренер «Металлурга» Сергей Первушин, предложил потренироваться. Я с удовольствием согласился, ведь всё равно нужно было набирать форму. После нескольких тренировок поступило предложение заключить контракт, на что я, не раздумывая, ответил согласием.
— Другие варианты продолжения карьеры рассматривали?
— Я был открыт для предложений, но самое конкретное поступило от «Металлурга». Искать от добра добра не стал. К тому же Липецк — мой родной город.
— Вы пришли в команду, находясь далеко не в лучшей спортивной форме. Насколько тяжело было набирать нужные кондиции?
— Сборы получились очень короткими. Форму набирал уже по ходу первых игр чемпионата. Поэтому в некоторых матчах сыграл не лучшим образом, не всё получалось на поле.
— Что чувствовали, когда вас и ещё нескольких новичков запретили заявлять на матч первого тура с «Рязанью», а в итоге команде пришлось обходиться двенадцатью футболистами?
— Это стало неожиданностью, мы готовились к игре, рвались в бой, хотели помочь команде. Но, как я понимаю, в клубе не успели вовремя предоставить необходимые документы, а это уже не в нашей компетенции. Несмотря ни на что, ребята молодцы, и даже в такой непростой ситуации сумели победить.
— Перед вторым матчем с «Авангардом» до последнего момента не было определённости, сможете ли выйти на поле. Не приходили в голову мысли: «Куда я попал? Контракт заключил, а играть не дают»?
— Нет, ничего подобного. Готовился к играм. Старался не обращать внимания на околофутбольные моменты, был уверен, что всё разрешится благополучно.
— С главным тренером быстро определились, на какой позиции будете играть?
— Сергей Александрович спрашивал, где мне удобнее действовать. Я ответил, что в интересах команды смогу сыграть на любой позиции. Но хотелось как можно реже перестраивать свою игру на поле — это не так просто. Правда, за время карьеры много где довелось поиграть. И в центре нападения, и слева, и справа, и даже в защите.
— Турнир группы 3 второй лиги лично вам преподнёс какие-либо сюрпризы?
— Неожиданностью стало то, что играть здесь тяжелее, чем даже в премьер-лиге. У команд более высокого класса виден определённый тактический рисунок, а во второй лиге некоторые команды просто носятся по полю, сломя голову. К этому тяжело приспособиться. Со всеми соперниками, независимо от занимаемого места, приходилось тяжело. В обороне практически все научились стоять, а с игрой впереди — всё куда сложнее. Так что вторая лига показалась мне весьма тягучей и вязкой.
— Вы игрок линии нападения, но в начале сезона довольно быстро схлопотали четыре жёлтые карточки. Чем объясните такую сомнительную скорострельность?
— Наверное, в ряде моментов было слишком много желания сыграть хорошо, не подвести партнёров. Где-то не получалось вовремя остановиться, возможно, арбитры расценили мои действия как излишнюю агрессию. Хотя мне не свойственно получать много «горчичников».
— Во второй лиге играют грубее, чем в премьер-лиге или ФНЛ?
— Жёсткость есть везде. Но где мастерства меньше, там больше грубости. По ногам бьют, когда проигрывают в скорости или выбирают неправильную позицию.
— В первой части турнира вы забили всего три мяча. В чём причина, и что необходимо предпринять для повышения результативности?
— Причина во мне самом. Может быть, не всегда верно выбираю позицию, или ещё что-то делаю не так. Буду разбираться. Постараюсь сделать правильные выводы и во второй части сезона забить больше голов.
— Ещё один любопытный факт: все свои мячи вы забили исключительно на выезде, а в домашних матчах липецких болельщиков так ни разу и не порадовали…
— Сам не знаю, почему так получается. Надо просто дома забить один мяч, и дальше дело пойдёт (улыбается).
— Под занавес сезона команда победила пять раз подряд, в том числе на Сахалине и в Брянске, где судьба матчей висела на волоске. За счёт чего удался такой мощный отрезок?
— К этому времени мы уже сыгрались друг с другом, набрали приличную физическую форму, да и в психологическом плане находились в полном порядке. Нам было всё равно, лидер перед нами или нет. За счёт чёткого соблюдения игровой дисциплины и выполнения тренерской установки удавалось вырывать победы в концовках сложных выездных матчей.
— В ряде матчей вы оставались в запасе и выходили на замену только во втором тайме. Как чувствовали себя в положении игрока ротации?
— Во-первых, это было нечасто. Во-вторых, это тренерское решение. Где-то из-за повреждений не готов был отыграть все 90 минут. Где-то партнёры выглядели убедительнее. Но и выходя по ходу матча, максимально старался помочь команде. Так, в Брянске удалось отдать голевую передачу, с которой Андрей Алексеев забил победный мяч.
— Кстати, о повреждениях. В Курске вы получили травму уже на первой минуте…
— Со стартового свистка мы сделали буквально две-три передачи. После длинного заброса получился небольшой отскок. Мы с защитником бежали навстречу друг другу. Я оказался первым на мяче и проткнул его головой, а соперник немного опоздал и по инерции врезался в меня. Как раз из-за этой травмы я пропустил пару недель и немного подрастерял форму. Если бы не она, может, удалось больше забить.
— В концовке осенней части первенства вы вновь оказались вне игры. Что произошло на этот раз?
— Всему виной ноготь на большом пальце правой ноги. У меня с ним проблемы на протяжении всей карьеры. Вот и осенью на него наступили пару раз, а тут ещё похолодало, и после одного из матчей он загноился, невозможно было даже ногу вставить в ботинок. Пришлось обращаться к хирургу, который просто вырезал его. Совсем недавно всё зажило, и я начал тренироваться.
— Кто из соперников произвёл на вас наибольшее впечатление?
— В первом круге понравился «Авангард». Куряне выглядели явно свежее, чем мы, и заслуженно победили. Хорошо на своём поле смотрелась «Родина-2». Интересно было играть с «Сахалинцем» в Москве.
— «Металлург» попал в шестёрку лучших команд группы, но саратовский «Сокол» с десятиочковым отрывом почти недосягаем для преследователей. На ваш взгляд, формула турнира справедлива?
— Считаю такой вариант розыгрыша весьма спорным. Тот же «Сокол» практически делил матчи на нужные и ненужные. У кого надо, выигрывал, а сопернику из нижней части таблицы мог и проиграть, причём без особого ущерба для своего будущего турнирного положения. Так что к авторам формулы турнира вопросы есть.
— Отыграть такой гандикап невозможно?
— Я бы так не сказал. Весной посмотрим, кто самый сильный. Всё будет решаться на поле в очных противостояниях. Отрыв в десять очков, конечно, большой, но отыгрываемый. И мы приложим к этому все усилия.
— Тренерский штаб и руководство клуба не устают повторять, что в «Металлурге» делается большая ставка на молодёжь. Как вы оцените потенциал своих молодых партнёров?
— Ребята выглядят неплохо, но могут ещё лучше. Я это вижу по тому, как они тренируются. Мы, кто постарше, помогаем, подсказываем, делимся своим опытом. Им предоставлен хороший шанс проявить себя. И то, как они им воспользуются, во многом зависит от них самих. Нужно пахать, пахать и пахать. Только так можно стать хорошим футболистом.
СТАТЬ ТРЕНЕРОМ? ПОЧЕМУ БЫ НЕТ
— Как вы, коренной липчанин, оказались в академии московского «Спартака»?
— Начал заниматься футболом в спортшколе «Металлурга», куда меня привёл отец. Первым тренером был Владимир Николаевич Бугаков, затем занимался у Александра Петровича Логунова. Лет в 12-13 проявил себя на одном из детских турниров, где и приглянулся спартаковским скаутам. Меня пригласили в столицу, на семейном совете было принято непростое решение — продолжать футбольное образование в академии «Спартака».
— С кем из известных футболистов «красно-белых» пересекались ваши пути?
— Довелось пообщаться со многими игроками «Спартака» начала нулевых — с Романом Павлюченко, Максимом Калиниченко, Романом Шишкиным, даже с Егором Титовым, когда он уже заканчивал свою карьеру. Отличные ребята, никакого высокомерия по отношению к молодым у них не было.
— Вы успели поиграть с тогда ещё молодым и не скандальным Артёмом Дзюбой…
— Да, были вместе в составе. И после «Спартака» пересекались, общались. Артём — приятный человек, хороший парень. Ничего плохого про него сказать не могу.
— Наверняка до сих пор вспоминаете знаменитую кухню на базе «Спартака» в Тарасовке?
— Не только тарасовскую, везде в премьер-лиге была отменная кухня, например, на базе «Локомотива» в Баковке. Там мне очень нравился варёный язык, различные домашние блюда, винегрет был очень похож на тот, который делает мама. А ещё там был сумасшедший по вкусу гребешок. Но его подавали не всегда, а только перед играми. Почему-то ребята гребешки особо не жаловали, а я набирал себе побольше.
— Тяжело было в своё время покидать «Спартак»?
— Что поделать, стечение обстоятельств. Команду возглавил новый тренер — Валерий Карпин. Он предложил мне отправиться в аренду, что меня, конечно, не устраивало.
— Вы успели поиграть в больших клубах — в Спартаке», «Локомотиве», «Ростове». В каком из них чувствовали себя наиболее комфортно?
— Однозначно в «Ростове». Как в чисто футбольном плане, так и по отношению болельщиков. Да сам город нравился мне больше, чем Москва. Кстати, моя жена Ксения — из Ростова-на-Дону.
— Вы работали под руководством многих известных и авторитетных тренеров. Кто из них оставил наибольший след в вашей жизни?
— Запомнились Микаэль Лаудруп в «Спартаке» и Славен Билич в «Локомотиве». Прежде всего, своим европейским профессионализмом по отношению к тренировочному процессу, к игрокам. Лаудруп давал нам упражнения, которые мы раньше не видели.
Из россиян выделил бы Курбана Бердыева. Он оказал наибольшее влияние на моё развитие как футболиста. Под его руководством я играл в еврокубках. То было незабываемое время. Матчи Лиги чемпионов — это совершенно иной уровень, не идущий ни в какое сравнение с играми чемпионата страны. Это сложно передать словами. Нужно хотя бы один раз сыграть, тогда всё станет понятно.
— Вы ведь ещё и за сборную России сыграли.
— Да, целых четыре матча, в том числе отборочный к Евро-2016 со Швецией. Мог бы и больше, если бы не травмы, которые всё время выбивали меня из колеи.
— А затем ваша карьера пошла на спад и вы доигрались до второй лиги…
— Что сказать. Основная причина, повторюсь, травмы. Если часто травмируешься, тяжело оставаться на плаву. Из-за разрыва крестообразных связок в своё время пропустил восемь месяцев. А тут и контракт с «Локомотивом» истёк. Дальше было много разных клубов.
Я уже не молод по футбольным меркам, и всё труднее оставаться на достаточно высоком уровне. Но я не сдаюсь. Сколько будет отмеряно, столько и поиграю.
— Какова вероятность, что бывший футболист «Спартака», «Локомотива» и сборной России завершит игровую карьеру в родном Липецке?
— Я пока не думал о том, чтобы повесить бутсы на гвоздь. Хочется ещё вместе с командой выйти в первую лигу. Если не в этом сезоне, то в следующем. А там посмотрим.
— Век футболиста не вечен. Кем видите себя после окончания карьеры?
— Хотелось бы остаться в футболе. Может быть, избрать тренерскую стезю. Здесь есть над чем подумать. Я окончил РГУФК (Российский госуниверситет физкультуры и спорта — Прим.ред.), специальность — спортсмен-профессионал по футболу. Она позволяет в дальнейшем учиться на тренера.
МОЯ СЕМЬЯ — МОЁ БОГАТСТВО
— Расскажите о своей семье.
— Я женат, у меня двое детей. Семилетний сын Фёдор и дочка Саша, которая родилась в этом году. Со своей супругой познакомился по Интернету. С Ксенией мы вместе более десяти лет. К спорту она отношения не имеет, училась на политолога, правда, диплом в жизни ей пока не пригодился. Ксения — настоящая жена футболиста, всегда старается успокоить после обидных поражений, когда нервы на пределе. Часто подсказывает, хотя в футболе особо не разбирается. Иногда я с ней соглашаюсь, но чаще после её советов невозможно удержаться от смеха (улыбается).
— Как супруга после Ростова-на-Дону и Москвы восприняла переезд в провинциальный Липецк?
— Без проблем. Она прекрасно понимает, что в нашей жизни сейчас такой период, и не делает из этого трагедии. У меня в Липецке квартира, в которой мы живём всей семьёй.
— Детей ждёт спортивное будущее?
— Сын уже занимается футболом в спортшколе «Металлурга», а дочку со временем, может быть, определим в большой теннис.
— За чемпионатом мира следили?
— Да. Болел за сборную Хорватии. К сожалению, ей не удалось пробиться в финал, но и третье место — хороший результат.
— На клубном уровне есть пристрастия?
— Импонирует игра «Барселоны» и «Баварии», но их ярым поклонником я не являюсь.
— Скоро Новый год. Что для вас значит этот праздник?
— После дней рождения своих близких для меня это главный праздник в году. Отмечаем его в кругу семьи или в компании друзей. К тому же у жены 1 января день рождения, так что приходится запасаться двойным объёмом подарков (улыбается).
— Какое блюдо будет присутствовать на новогоднем столе?
— Однозначно, на столе будет салат оливье. Новый год встретим традиционно: загадаем желания, запишем их на бумажки, подожжём, а затем под бой курантов и звон бокалов с шампанским пожелаем друг другу счастья.
— А что пожелаете болельщикам «Металлурга» в новом году?
— Самое главное — здоровья! Счастья, добра! Всегда болеть за команду, за ребят в минуты радости и огорчений! А мы будем стараться радовать вас победами.
Источник: Чемпионат48 21.12.2022 20:30 1007