Весной этого года знаменитая липецкая бегунья Елена Коробкина объявила о том, что пропустит летний сезон, поскольку собирается стать мамой. Радостное для Елены и её супруга событие случилось в середине сентября, но через несколько дней выяснилось, что пропустить спортсменке придётся не только сезон-2023.
Как сообщил сайт Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), Коробкина получила четырёхлетнюю дисквалификацию за нарушение в 2012 и 2014 годах пункта 32.2(b) антидопинговых правил IAAF. Этот пункт называется «Использование или попытка использования запрещённой субстанции или метода спортсменом».
Казалось бы, всё просто: нарушила — понеси наказание. Но на деле оказалось, что наказание вынесено без должных на то оснований.
ЗАЧЕМ СКРЫВАЛИ ЧИСТЫЕ ПРОБЫ?
Как сообщил в своём телеграм-канале блогер и юрист Сергей Лисин, представлявший интересы Елены в CAS (Спортивном арбитражном суде), в пробах бегуньи не обнаружено не то что допинга, а даже его следов! Вот что пишет Лисин:
— Обвинения базировались на базе данных московской антидопинговой лаборатории и дневниках Григория Родченкова (скандально известный и бежавший в США бывший глава этой самой лаборатории — Прим.ред.). Выгрузки из базы были представлены в виде файлов Excel, оригинал базы, которая работала на MySQL, никому не показывают. Однако, помимо этого были ещё RAW-файлы с аппаратуры, которая проверяла пробы. Эти RAW-файлы, по сути, являются стартовой точкой для определения того, содержит проба допинг или нет. На основании этих файлов и делается запись в базу лаборатории.
Профессор Паскаль Кинц просмотрел все RAW-файлы проб Елены и не нашёл там следов допинга. Вообще. То есть аппаратура допинг не показала, но в базу пробы записали как «грязные». На основании чего? Непонятно. Обвинение утверждало, что RAW-файлы можно редактировать, однако не представило никаких доказательств этого. Просто заявили, что у них есть такая информация. С подобным набором, когда изначальные RAW-файлы не содержат следов допинга и непонятно, на основании чего пробы были сочтены «грязными», мы не сомневались, что у арбитра возникнут обоснованные сомнения в достоверности записей в базе. Однако этого не произошло.
Экспертиза Кинца не была принята к сведению, решение вынесено максимально жёсткое. Повторю: в пробах Коробкиной аппаратура московской лаборатории не увидела допинг. Его почему-то увидели сотрудники лаборатории, сообщившие про это в Минспорта, а дальше завертелась стандартная схема сокрытия проб, описанная Ричардом Маклареном (канадский юрист, глава комиссии Всемирного антидопингового агентства по расследованию обвинений в допинг-махинациях на Олимпиаде-2014 в Сочи, автор доклада, в котором вина за применение допинга возлагалась на ряд государственных российских органов — Прим.ред.). Только вот скрывали, получается, чистые пробы!
Как выяснилось, в двух пробах Коробкиной, которые сотрудники московской лаборатории указали как «грязные», не было следов допинга. Однако, после того, как лаборатория отрапортовала в Минспорта, там отдали распоряжение скрыть результат, думая, что пробы положительные. Возникает вопрос: зачем было сообщать о чистых пробах как о «грязных»?
Скорее всего, актуальна самая простая версия — лаборатории было нужно демонстрировать свою крайнюю полезность, незаменимость, что можно было монетизировать. Нужны были «звёзды», которых «спасли», и чем больше, тем лучше… Когда ты «спас» «звёзд», чьи имена на слуху у замминистра и министра, в их кабинеты ты можешь дверь ногой открывать. Вот эта версия, где на выходе деньги и влияние, проста, понятна и наиболее вероятна, — резюмирует Лисин.
РЕКОРД ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗОЛОТЫХ ТОЖЕ ОТНЯЛИ
Интересно, что в роли эксперта по «делу Коробкиной» выступал не только привлечённый стороной защиты Кинц, но и эксперт стороны обвинения Кристин Айотт — бывший директор монреальской лаборатории WADA. Однако и она никаких следов допинга в RAW-файлах проб Елены не нашла.
Тем не менее, дисквалификация наложена, а нашей спортсменке остаётся только надеяться на апелляцию и повторное слушание дела.
Срок дисквалификации Елены отсчитывается с 27 сентября 2023 года и продлится по 26 сентября 2027 года. Все результаты Коробкиной, показанные с 2 июля 2013 года по 24 июля 2016 года аннулированы. Таким образом, липчанка лишилась серебра Универсиады 2013 года Казани в беге на 1500 метров, золота чемпионата Европы в помещении 2015 года на 3000-метровой дистанции и титула победительницы командного чемпионата Европы 2015 года в Чебоксарах. Кроме того, из послужного списка Коробкиной на сайте ВФЛА убрали многочисленные победы и призовые места чемпионатов России. Теперь Елена уже не рекордсменка по количеству золотых наград на чемпионатах страны по лёгкой атлетике. Их у неё было более двадцати, осталось только 15.
Интересно при этом, что на сайте Европейской легкоатлетической ассоциации все достижения Елены в период с 2013 по 2016 годы остаются в силе. Там почему-то решения CAS не спешат приводить в исполнение.
«Звёздная» карьера липчанки началась в 2009 году, когда Коробкина выиграла юниорский чемпионат страны в беге на 3000 метров, а затем стала самой быстрой на этой дистанции и на первенстве Европы в Сербии. Затем Елена побеждала в беге на 1500 и 5000 метров, летом 2012 года выиграла традиционный турнир в финском Йоэнсу. Были в её активе победы на командном чемпионате Европы и чемпионате Европы в помещении, Универсиаде в Казани, выступления на чемпионатах мира в Москве и в Пекине.
С сезона-2016, когда ВФЛА была отстранена от международных стартов, Коробкина выступала только внутри России. Штамповала победы, освоила бег на 10 км и полумарафон, в котором установила рекорд России (1:08.07).
ГРУСТИТЬ НЕ ДАЁТ ЕСЕНИЯ
Сейчас воспитанница липецкого спорта живёт в Подмосковье и хлопоты у неё пока отнюдь не спортивные. Вместе с мужем, известным российским стайером Николаем Чавкиным, Елена ухаживает за первенцем — рождённой в середине сентября дочерью. Девочку (51 см, 3300 г) родители назвали Есенией.
Сама спортсменка не особо грустит по поводу вынужденного простоя, связанного с родами. Вот что она рассказывала подписчикам в соцсети:
— Стараюсь рассматривать свой перерыв в спорте как положительное явление. Время, во время которого можно перезагрузиться, сменить деятельность и просто соскучиться по любимому делу!
Всегда переживала, что во время беременности наберу много лишних килограммов. Понимала, что физическая активность сойдёт на нет, а привычки в питании останутся. К тому же бытует мнение, что есть приходится за двоих и аппетит во время беременности якобы увеличивается в разы. На деле всё оказалось иначе. Самое кардинальное изменение: я перестала есть шоколад, не могу на него даже смотреть.
В целом отсутствие сборов, соревнований и прочей движухи совсем непривычно. С 16 лет мой образ жизни был больше похож на кочевой, поэтому сейчас немного трудно перестроиться.
Кроме того, Коробкина уверяет, что за всё время спортивной карьеры у неё не было ни одной положительной пробы на допинг. К слову, только за первые пять месяцев 2018 года Елена сдала 14 допинг-проб (фактически каждые десять дней), и все они были чистыми.
Надеемся, что в истории с дисквалификацией липчанки точка ещё не поставлена, а здравый смысл в конце концов восторжествует.
Сергей Лисин, представлявший интересы Коробкиной в CAS, — спортсмен, журналист, один из создателей юридической фирмы «Лисин, Мишин и партнёры». В мае 2021 года та же фирма вела защиту липецкого легкоатлета Дениса Огаркова, с которого были сняты обвинения в использовании анаболических стероидов.
Источник: Чемпионат48 11.10.2023 00:30 2860