Офицер о службе всегда вспоминает с теплотой. Он не только ловил нарушителей, но и готовил крепкие кадры себе на смену. Владимиру Филипповичу — 80 лет.
Военное детство
Владимир Червяцов родом из Путивля — города партизанской славы. Отец его даже был знаком с Сидором Ковпаком, чей знаменитый отряд появился в тех местах в годы войны. Владимир Филиппович до сих пор помнит время оккупации, хотя тогда ему было всего три года.
— Наш дом заняли штабные офицеры, — рассказывает полковник. — Всей семье пришлось ютиться в передней, а комнаты облюбовали немцы. Порой бабушка посылала меня на кухню, где они сидели, закинув ноги на стол: сходи, мол, попроси себе чего-нибудь вкусненького. Я подхожу, а фашист сначала печенье протянет — а потом вынимает пистолет, целится в меня и говорит — «пух-пух!». Я боялся и убегал. Баба Надя иногда не выдерживала и шла кричать на немцев, в выражениях не стесняясь.
Каким-то чудом это заканчивалось мирно. По рассказам родных, в один из таких конфликтов немецкий офицер достал фото своих детей, таких же маленьких — и на ломанном русском пытался объяснить, что они сами не хотели идти воевать, да Гитлер заставил. Как они «не хотели» — в тех краях помнят хорошо. Озверев от злобы и страха, фашисты жгли села и людей вместе с ними. Червяцовым повезло: чудом никто не узнал, что глава семьи — коммунист. Филипп Иванович до войны работал замом директора машино-тракторной станции по политработе. И в боевые годы занимался кадрами — уже в авиационной части на черноморских рубежах.
— Отец испытывал глубокое уважение к Сталину, и к своей работе относился серьезно, — вспоминает Владимир Филиппович. — От него и мне передались гены политработника.
Из армии на истфак
Школу будущий милиционер закончил в 1957 году, поступил в техническое училище города Сумы. В один из вечеров семнадцатилетний парень шел со станции, откуда отправил письмо родным. Его окружили трое, сзади под ребра уткнулся нож.
— Забрали часы и авторучку, — вспоминает Владимир Филиппович. — Как только они ушли — я добежал до общежития, позвал товарищей, искали грабителей. Не нашли. Тогда и задумался о работе в органах, борьбе с несправедливостью.
После училища Владимир Червяцов пошел слесарем на завод. Наставление дал отец: начинать надо с рабочей профессии. Через полтора года парень ушел в армию, был направлен в Казань, где выучился на младшего авиационного специалиста. А затем попал в авиационную часть в Советской Гавани — городе на берегу Татарского пролива, откуда Сахалин видно без бинокля. Там Владимир обслуживал внутренние системы реактивных МИГов. Однажды он заметил крошечную трещину в лопатке компрессора, грозившую уничтожить самолет. Зоркому технику за это даже отпуск дали. А чуть позже он вступил в партию и стал секретарем комсомольской ячейки в своей части.
После армии Владимир Червяцов выучился на историка в ВГУ, за это время со стройотрядом побывал в Чехословакии.
— Мы делали дорожное ограждение в районе города Кремница, — вспоминает он. Относились там к русским замечательно, хотя было это в 1966-м году — конфликт уже назревал.
На четвертом курсе студент женился. С будущей женой Ларисой Петровной Владимир Филиппович познакомился в библиотеке: чернила закончились, поделилась ими девушка, сидевшая за книгами неподалеку. Сейчас у супругов за плечами больше полувека в счастливом браке, а от двух дочерей — два внука и внучка.
После университета Червяцов поработал директором школы в Рамони, а оттуда семья перебралась в Липецк. В 1969 году Владимир Филипппович начал работать инструктором полит- отдела УВД.
Красные петлицы, синие погоны
В то время транспорта на дорогах прибавлялось, пришла пора менять работу подразделений ГАИ. Подбирать кадры в дивизион ДПС направили именно Червяцова — надежного работника и человека.
— Дорожный инспектор обязан проявлять себя с лучшей стороны, — говорит полковник. — Поэтому на службу брали только образованных молодых ребят, с хорошей рекомендацией от коллег или сослуживцев.
Владимир Червяцов долгое время работал в дивизионе замполитом: отвечал за отношения в коллективе, прикреплял новичков к опытным сотрудникам и воспитывал культуру общения с водителями.
— Был раньше приказ, регулировавший беседу инспектора с автолюбителем, — вспоминает полковник.
В дивизионе служили 69 человек, из техники — восемь мотоциклов, два автомобиля «жигули» — для самых опытных сотрудников, а на происшествия выезжал ГАЗ-53.
— Руководить приходилось из барака на улице Марины Расковой, — вспоминает он. — Работали шесть дней в неделю, а то и без выходных. И нарушителей ловили, и коллектив воспитывали, и даже семейные проблемы решали: жаловаться на инспекторов приходили их жены. У одной муж с работы никак не придет, у другой — дерется. После моих воспитательных бесед многие до сих пор счастливы в браке!
Будем строить!
Червяцов был назначен командиром дивизиона ДПС. Чуть позже руководство вернуло его в УВД, там он дослужился до зама по кадровой работе, а в 1988 году стал начальником областной Госавтоинспекции.
— Всеми силами из барака управлять было уже невозможно, — вспоминает он. — Поэтому я сразу предложил построить новое здание. Областные власти выделили деньги, был разработан проект.
На месте управления по улице Неделина, 2 в то время были заросли и болото. Подготовкой к стройке занимались сами инспекторы — в личное время. Расчищали место, по ночам сопровождали БЕЛАЗы со шлаком от комбината — делали подушку под фундамент. Здание управления строили три руководителя, но начинал работу Владимир Филиппович.
Смелое решение
В восьмидесятые годы число угонов автомобилей быстро росло. Тогда у Владимира Червяцова родилась идея создания постов на крупных выездах из города.
— Критики я выслушал немало за это решение, — вспоминает Червяцов. — Но ловить угонщиков мы стали чаще, и правоту мою признали.
Участвовал офицер и в организации общесоюзного семинара в Липецке по вопросам сокращения аварийности в 90-м году. Коллеги со всех республик СССР тогда пришли к выводу, что от дорожного инспектора зависит далеко не все.
— В безопасность нужно вкладываться: развивать уличное освещение и регулировку, ставить ограждения, повышать культуру водителя и пешехода, — отметил Владимир Филиппович. — С этой позиции мы и обратились к властям. С тех пор трассы в регионе заметно преобразились.
Отставной полковник до сих пор уделяет немало времени коллегам: участвует в собрании ветеранов службы, делится опытом с молодыми сотрудниками. За время службы Владимир Червяцов удостоился многих наград. Но больше всего он гордится тем, что липецкие дороги стали безопасней.
«Липецкая газета» от 29.07.2020 г., журналист Михаил Зарников
Источник: УГИБДД УМВД России по Липецкой области 03.07.2021 08:04 1196