Вот уже десять месяцев, как футбольным клубом «Металлург» руководит исполняющий обязанности гендиректора.
Пока неизвестно, когда именно состоятся (и состоятся ли вообще) выборы руководителя на постоянной основе. Тем не менее, у людей, неравнодушных к липецкому футболу, достаточно желания принести ему пользу.
СТАТЬ «ФАБРИКОЙ ЗВЁЗД»
Так, бывший голкипер «Металлурга», челнинского «КамАЗа», новокузнецкого «Металлурга» и нижегородского «Локомотива», тренер СШ № 12, основатель Первой вратарской школы Сергей Пономарёв поделился с «Липецкой спортивной газетой» своими соображениями относительно перспектив развития клуба.
— Существуют несколько стратегий развития футбольных клубов. К примеру, стратегия под условным названием «Суперклуб», которая предполагает постоянное стремление к первым местам в соревнованиях различного ранга, к кубкам, медалям, трофеям. Для её реализации необходим большой бюджет в соревнованиях того ранга, в котором участвует клуб, стремящийся прибавить себе приставку супер. Однако ввиду бюджетных ограничений эта стратегия к «Металлургу», как и ко многим другим клубам, неприменима.
Самую распространённую стратегию можно назвать «Максимум достижений на выделенные средства». Ею пользуются, даже сами того не осознавая, большинство профессиональных футбольных клубов в России, в том числе и «Металлург».
Эта стратегия успешна, когда спонсорам и хозяевам команда нужна как визитная карточка, ещё один показатель развития региона или коммерческой структуры, или просто удовлетворение амбиций. Однако этот путь не всегда приводит к повышению интереса к футболу в регионе, вовлечению большего количества молодёжи для занятий спортом. В случае отсутствия у команды достижений, интерес к ней и к футболу в целом постепенно угасает. История «Металлурга» последних десяти лет — яркое тому подтверждение.
В погоне за спортивными достижениями, несоизмеримыми с имеющимся бюджетом, руководители профессиональных команд берут кредиты, сомнительные займы, залезают в казну детско-юношеских команд и так далее. В результате клубы терпят банкротство, теряют профессиональный статус, а развитие футбола в регионе отбрасывается на годы, а то и десятилетия назад.
Учитывая размеры предполагаемого бюджета ФК «Металлург» на будущий сезон, я считаю, что в наших условиях более целесообразно применить иную стратегию развития клуба, а с ней и всего липецкого футбола. Ведь даже в случае выхода команды в ФНЛ, вспышка интереса к футболу будет кратковременной, а разочарование от возможного вылета из первой лиги отбросит интерес к футболу даже ниже нынешнего уровня. К тому же, не решив возникших проблем в детско-юношеском футболе, выход в ФНЛ негативно скажется на имидже властей.
Я бы назвал эту стратегию «Фабрика звёзд». Она в том или ином виде используется во многих клубах ПФЛ и одном клубе ФНЛ — «Чертаново». Её суть — в поиске, воспитании, обкатке и дальнейшей продаже или перепродаже футбольных дарований. Применив собственное ноу-хау, реально сделать Липецк в течение двух-пяти лет региональным лидером молодёжного и юношеского футбола.
К слову, целые страны — Голландия, Португалия, Бразилия и другие — выбрали именно этот путь развития.
Социальные дивиденды в случае применения данной стратегии также ощутимы. Юные футболисты и их родители будут видеть перспективы занятий футболом в родном регионе, а количество занимающихся станет постепенно расти. Я лично был свидетелем подобного во время своей работы в Новокузнецке, правда, это происходило в хоккее.
В случае создания академии футбола количество занимающихся будет расти, в том числе за счёт приезжих юных футболистов. Вероятен рост посещаемости домашних матчей «Металлурга», поскольку в нём будут играть такие же молодые парни, со многими из которых многие из болельщиков знакомы лично.
В результате вместо сокращения футбольных школ, уменьшения количества занимающихся и ухудшения перспектив юных футболистов будет достигнуто улучшение по всем направлениям.
Конкретная программа развития ФК «Металлург» предполагает несколько пунктов:
а) сбалансировать бюджет клуба, расходы не должны превышать поступления;
б) решить вопрос с долгами по судебным искам;
в) увеличить поступления денежных средств за счёт коммерческой деятельности;
г) вести работу по возвращению прежних спонсоров и привлечению новых;
д) регулярно публиковать финансовую отчётность клуба на официальном сайте и официальных страницах в соцсетях;
е) поставить вопрос перед спонсорами и учредителями о стратегии развития клуба;
ж) повысить узнаваемость бренда ФК «Металлург» в райцентрах и других населённых пунктах области, улучшить имидж клуба.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
— Вершиной создаваемой пирамиды является команда мастеров «Металлург», в которую привлекаются молодые перспективные футболисты. Они обкатываются в течение одного-двух сезонов в первенстве ПФЛ или ФНЛ и продаются или отдаются безвозмездно в другие футбольные клубы, желательно рангом выше.
Ноу-хау заключается в том, чтобы продавать игроков за минимальную цену (своеобразный футбольный демпинг) или просто отдавать их безвозмездно, но при этом в соглашении о переходе предусматривать премию за перепродажу футболиста (в среднем это 20 процентов).
Второй, более низкий уровень пирамиды: первенство СФФ «Центр». В области есть два футбольных клуба, участвующие в этом турнире — ФК «Елец» и «Металлург-М». В них также должны играть и обкатываться молодые перспективные футболисты, пока не проходящие в состав главной команды.
Третий уровень. Необходимы ещё, как минимум, три-пять молодёжных клубов, выступающих в чемпионате Липецкой области. Они должны пополняться воспитанниками собственной академии и других футбольных школ области.
Для учащихся 6-11-х классов на базе ДЮСШ «Металлург» надо создать футбольную академию, где будут трудиться лучшие тренеры и обучаться наиболее перспективные юные футболисты. Подобные академии уже созданы в соседних Тамбовской, Тульской, Белгородской областях. Этот шаг позволит консолидировать таланты из нашего региона и привлечь дарования из других областей.
В основании пирамиды — все спортшколы Липецка и райцентров. С местами занятий и инвентарём на данный момент проблем нет. Необходимо обеспечить участие спортшкол и сборных команд в регулярных соревнованиях: первенствах области, СФФ «Центр», всероссийских турнирах.
КАК И НА ЧТО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?
— Следует увеличить финансирование команды мастеров вдвое — на 100 процентов. Задача по выходу клуба в ФНЛ при этом ставиться не должна. Опыт «Чертаново» показывает, что выход в ФНЛ при такой стратегии вполне возможен, однако не стоит форсировать события.
Из суммы, выделенной на профессиональный клуб, 20-25 процентов надо направлять на создание и развитие академии и молодёжной команды.
Ещё 5-10 процентов из этой суммы надо направить в основание пирамиды на участие в соревнованиях детских и юношеских команд.
Моя цель: вывести детский, юношеский, молодёжный и профессиональный футбол Липецкой области в лидеры в ЦФО. Надо сделать нашу область центром воспитания футбольных талантов.
Для достижения этих целей необходимо выполнить несколько условий:
а) объединить одной идеей футбольных профессионалов, любителей, чиновников, спонсоров и просто желающих улучшить положение дел в липецком футболе;
б) обсудить, доработать, улучшить и полностью сформировать стратегию (концепцию) развития футбола в Липецкой области;
в) донести разработанную и одобренную футбольным сообществом концепцию развития футбола до руководителей области и настаивать на её внедрении;
г) назначить на пост гендиректора ФК «Металлург» человека, которого выберет футбольное сообщество.
Для достижения цели необходимы серьёзные преобразования в структуре футбольного хозяйства области. Положительные моменты (инфраструктура, пирамида футбольных клубов и школ) нужно развивать, объединять, направлять в русло поставленных задач. Но есть моменты, которые требуют либо кардинальной перестройки (ФК «Металлург», взаимоотношения между клубами и школами области), либо создания с нуля (футбольная академия, аналитический отдел, институт скаутов).
Для реализации любой из стратегий необходимо чёткое, скрупулёзное, филигранное управление как футбольной, так и финансовой составляющей. Именно сочетание профессионального управления футбольным хозяйством с единым подходом к тренировочному процессу на всех уровнях пирамиды позволяет западным клубам опережать нас в таком социальном явлении, как футбол.
Источник: Чемпионат48 13.05.2020 20:56 1120