Алина Мягкова: «Если человек чего-то хочет, он всегда может этого добиться»

Баскетбол
Женская сборная России по футболу в эти дни проводит в Турции первый тренировочный сбор в рамках подготовки к важным матчам отборочного турнира чемпионата Европы-2021. В составе национальной команды - и липчанка Алина Мягкова.

Алина Мягкова: «Если человек чего-то хочет, он всегда может этого добиться»

Женская сборная России по футболу в эти дни проводит в Турции первый тренировочный сбор в рамках подготовки к важным матчам отборочного турнира чемпионата Европы-2021. В составе национальной команды — и липчанка Алина Мягкова.

Для лучшей липецкой футболистки последних лет прошлый год получился крайне бурным: тут и первый гол в составе сборной России, и переезд в США. В начале января — новый сюрприз: Алина сменила за океаном университет и соответственно, клуб.

Новый год Мягкова, которой 15 января исполнился 21 год, встречала в родном Липецке, где и пообщалась с главным редактором «ЛСГ» Евгением Арутюновым.

НА ОТДЫХ И ВЕСЕЛЬЕ ВРЕМЕНИ НЕТ

— Алина, ваше решение сменить обстановку и уехать в Америку было неожиданным. Почему решились на этот шаг?

— Америка — страна, в которой можно совмещать учёбу в университете и занятия спортом высоких достижений. В России это было проблематично — у меня на третьем курсе мединститута тренировки пересекались с учёбой, и надо было делать выбор. А в США другая система, там мне позволяют и играть, и учиться. При этом учёба в Америке реальная, не для галочки.

Парадокс? Вовсе нет. В американских университетах есть всё для удобства студентов-спортсменов. Утром — учёба, вечером — тренировки, всё компактно, всё рядом. У нас же навстречу спортсменам в институте идут, к сожалению, неохотно.

— На сайте Мичиганского университета было написано, что вы договорились о поступлении ещё весной 2019 года. Как всё произошло?

— Через знакомого агента из Лондона, который занимается устройством спортсменов в американские вузы, вышла на тренера команды, он посмотрел нарезки моих матчей, статистику игр за сборную, и решил, что я им подхожу. Кстати, тренера Мичигана зовут Джереми Гроувз (воспитанник школы английского «Лидса» — Прим.ред.).

В «Локомотиве» к моему переезду отнеслись с пониманием. Когда я предупредила Елену Александровну (Фомину, главного тренера сборной России и «Локомотива» — Прим.ред.) о такой возможности, она не только не стала чинить препятствий, но и, напротив, посоветовала обязательно ехать, сказала: «Конечно, пробуй! Нельзя не воспользоваться таким шансом! Не попробуешь — потом будешь жалеть». Так что никаких проблем.

— С кем футболисткам работается проще — с тренерами-женщинами или с мужчинами?

— Если честно, даже не знаю. С кем больше нравится, с кем больше чувствуешь прогресс. Лично для меня лучший тренер — Елена Александровна. Она умеет вгонять в такие стрессовые ситуации, после которых ты растёшь, как на дрожжах! Не каждый тренер так может.

Что касается тренировок, то в Америке больший упор делается на «физику»: бег, тренажёрный зал. В России тактическим нюансам уделяют большее внимание.

— Вы учитесь на врача. Какую конкретно специальность избрали?

— В Москве я училась в МГМСУ (в Третьем медицинском) по специальности «Лечебное дело». В Мичигане специализировалась на психологии, та же специальность будет и в Сиракьюсском университете, куда перешла после Нового года.

Почему перешла? Тут всё просто: тренер команды Мичигана был против моих отлучек в сборную России, дело доходило до конфликтов, и когда подвернулся вариант с другим университетом, я только обрадовалась.

— «Доктор Хаус» смотрели?

— Нет. Сериалами не увлекаюсь.

— И «Интерны» тоже?

— Это — да, немного видела (смеётся). Но «Интерны», мне кажется, с реальной жизнью медиков связаны очень мало.

— Что за команда у вас была в Мичигане?

— «Сентрал Мичиган Чиппевас» играет в чемпионате, проводимом главной студенческой лигой — NCAA. Всего в нём, не поверите, триста с лишним команд и три дивизиона! Мы играли в самом сильном, в первом. Регулярный сезон провели неплохо, но в плэй-офф вылетели в первом раунде.

Вообще в Америке очень развит студенческий спорт. Так, в университете Мичигана несколько команд — помимо футбола или соккера, как его там называют, это бейсбол, лякросс, баскетбол, волейбол, хоккей на траве, американский футбол, гольф, софтбол. Есть свои сборные по гимнастике, лёгкой атлетике и борьбе. Спортсмены, входящие в эти команды, учатся в университете бесплатно, но больше — никаких поблажек!

Надо обязательно посещать занятия и выполнять домашние задания. Если не сделала, могут отстранить от тренировок. Обычный учебный день у меня был таким: утром тренажёрный зал, потом три часа занятий в университете, потом три часа на домашние задания и трёхчасовая тренировка. Всё, на отдых и веселье времени не оставалось.

ЗАКРЫВАЮ ВСЮ БРОВКУ

— Ещё русские в команде или в университете были?

— Я не встречала. Общалась с канадками и бразильянками, с которыми жила в общежитии. Некоторые арендуют жильё, но какой в этом смысл: в общежитии всё рядом — и библиотека, и тренажёрные залы, и учебные корпуса, и столовая со шведским столом и свободным доступом с семи утра до девяти вечера. Классно!

— Подозреваю, что библиотека сильно отличается от привычных россиянам.

— Ну да, никакой разрухи (улыбается). Всё современное, кругом новые макбуки, только учись! Кстати, далеко не все ограничиваются компьютерами, многие берут и обычные книги. Но в основном всё, конечно, онлайн.

— Что ещё в американских университетах для россиян в диковинку?

— По территории кампуса студенты перемещаются со специальной карточкой, которая служит одновременно и пропуском, и средством оплаты. На неё переводится стипендия, которую можно потратить в местных магазинах. А вот тренажёрные залы (их три) — бесплатные.

— Кино, танцы, вечеринки?

— Говорю же, после напряжённого учебного и тренировочного дня не до развлечений. Сильно расслабляться просто некогда, да и нельзя. Ходили с девчонками погулять, в кафе и на этом всё. Ещё несколько раз выезжали с командой в парк аттракционов, не более того. Те, что живут в апартаментах, устраивают вечеринки, но я в них не участвовала. Просто не интересно.

— Конфликты в команде были? Ведь вы же там одна русская?

— В этом плане всё было нормально. Кстати, местные часто спрашивали у меня, как в России относятся к Америке и американцам. У них там довольно много говорят про нашу страну, интересуются, что у нас происходит. Правда, в основном всё сводится к шуткам. К примеру, на Хэллоуин в магазине продавали костюм Путина. Думаю, он такую шутку не оценил бы.

— Ваша позиция на поле? Та же, что и в сборной России — защитник?

— В Мичигане я играла крайнего левого вингера, закрывала, в отличие от сборной, не только свою зону в обороне, а всю бровку, регулярно подключалась к атакам. В сезоне забила три мяча. Один со штрафного, один с пенальти, один с игры.

— Какое место «Мичиган Чиппевас» занял бы в чемпионате России?

— Думаю, были бы в середине таблицы. Лидерам — тому же ЦСКА — проиграли бы, прежде всего, в силу молодости. За чемпионов России играют опытные футболистки, взять хотя бы капитана Аню Кожникову, а в университетской команде — студентки, молодые девчонки.

— Как относились в команде к вашим вызовам в сборную?

— К сожалению, по этому поводу были даже конфликты. Приходилось уезжать с боем. В итоге ездила, но каждый раз приходилось договариваться с тренерами: проводила матч в Америке, а на сбор прилетала на день позже.

— С английским у вас, судя по всему, всё в порядке.

— За это спасибо родителям. Класса с седьмого меня водили к репетитору, а перед отъездом в США и сдачей TOEFL (международный экзамен по английскому языку для иностранцев — Прим.ред.), специально занималась с девушкой, которая меня поднатаскала. В бытовом общении никаких проблем, но иногда бывали трудности — когда собеседник говорит быстро, глотает слова или переходит на сленг.

ФУТБОЛ РАДИ ЗАМУЖЕСТВА НЕ БРОШУ

— Футбол вы выбрали в детстве. Чем привлекла эта игра?

— Это не объяснить словами. Я занималась и плаванием, и теннисом, но они быстро надоели. А футбол — нет, не надоедает!

В футбол играла во дворе с пацанами, затем папа начал возить меня на тренировки: в Грязи, к Дмитрию Павлову; в Усмань, к Анатолию Соломахину. Я даже за Старый Оскол и Рязань играла — лишь бы играть! Так что спасибо папе, что поддержал мою любовь к футболу, не жалел времени, возил меня, договаривался с тренерами. На его энтузиазме всё и держалось.

Но при всём этом я никогда не думала, что буду играть за сборную России. Конечно, хотелось чего-то достичь, но чтобы так!? Выходит, звёзды сложились удачно…

Какое-то время тренировалась с молодёжной командой «Металлурга», у Виктора Аксёнова. Знаю, кое-кто из тех ребят — Андрей Мохов, Никита Зеленов — уже играют в первой команде. Рада за них.

— Когда в последний раз были на «Металлурге»?

— А я там всего один раз была, причём очень давно. Даже не помню, с кем наши футболисты играли. Чего им не хватает, чтобы собирать полные трибуны? Вопрос не ко мне — пусть ломают голову те, кто руководит командой.

— Ваш первый гол за сборную России в ворота эстонок видели многие. Каковы дальнейшие перспективы национальной команды?

— Гол обычный: подключилась к атаке, как этого и требует тренер, получила мяч, пробила по воротам.

А перспективы — бороться за выход на чемпионат Европы. А нашей отборочной группе есть явный фаворит — сборная Голландии, а вот за второе место поспорим мы, Словения и Косово. Весной нас ждут три важных матча: 6 марта с командой Косово на нейтральном поле в Германии (игра перенесена из соображений безопасности — Прим.ред.), в апреле — домашние игры с Турцией и Словений. Очков терять нельзя, хотя соперники серьёзные. Та же Словения в домашнем матче с голландками открыла счёт, за 15 минут до конца встречи результат был равным — 2:2, и, не раскройся словенки, могли удержать ничью.

Впрочем, и мы могли забить Голландии — попади Марина Фёдорова не в штангу, а в ворота, счёт стал бы 1:1, и неизвестно, как бы всё закончилось. Уж точно не 0:2.

— Что вас ждёт по окончании университета: работа врачом или всё-таки футбол?

— Стать врачом в Америке сложнее, чем у нас. Хотя бы потому, что надо учиться лет десять. Сначала университет — бакалавриат и магистратура, потом ещё два года резидентура (аналог нашей интернатуры).

Так что о работе по специальности думать пока рано. Хотя в Америке моя профессия востребована, каждый второй посещает психолога. Чуть что случилось — стресс и неприятности на работе или в семье, сразу к нему. Я пока познаю все нюансы чисто теоретически, практики у нас ещё не было, но представление о профессии имею.

Хотелось бы продолжить футбольную карьеру, пойти по стопам американских футболисток — выпускниц университетов, добившихся высот в профессиональном футболе. Первый шаг — быть выбранной какой-либо из команд NWSL (профессиональная женская футбольная лига США — Прим.ред.) на драфте. Все знаменитые американские футболистки прошли через процедуру драфта, та же Алекс Морган училась в университете, была выбрана на драфте, а затем стала чемпионкой мира и олимпийской чемпионкой. Драфт для меня состоится через полтора года, когда я закончу университет и стану бакалавром. Но загадывать, получится или нет, не стану: конкуренция среди футболисток в Америке бешеная!

Так что пока не знаю. Может, буду жить в Европе (улыбается). Как судьба сложится. Понятно, что футбольный век недолгий, придётся работать, но пока для меня спорт на первом месте. Женщины играют максимум до 35 лет, а потом пора выходить замуж, заводить семью, детей.

— Как вы относитесь к однополым бракам?

— У каждого свой выбор. В Америке к геям и лесбиянкам относятся нормально, я тоже на эту тему не запариваюсь.

— Дарья Чугай из Грязей имела большие перспективы, но неожиданно для многих вышла замуж и в 22 года закончила футбольную карьеру…

— Даша очень мало играла в ЦСКА, тренеры ей не доверяли и, возможно, она приняла правильное решение. В ЦСКА сидеть на лавке не понравилось, а искать счастья в других клубах не захотела. Да и будущий муж наверняка сделал ей такое предложение, от которого невозможно отказаться (улыбается).

— А вы смогли бы ради замужества бросить футбол? Или ради миллиона долларов?

— Ради замужества — однозначно нет! Я хочу играть в футбол! Но если муж будет не против, чтобы я играла, тогда и замуж можно. И миллионы тут ни при чём.

— А сейчас как дела на личном фронте?

— Не-не-не-не, о чём вы! Сначала надо учёбу закончить!

— Персональные поклонники у вас есть?

— Есть и такие. Один ведёт мою фан-страницу в Instagram, другие пишут слова поддержки в соцсетях, некоторые приезжают на матчи с плакатами.

НАДО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ СТАРАТЬСЯ

— Понятно: контраст в условиях для развития спорта в Липецке и в Америке разительный. Но что бы сделали вы, если бы стали министром спорта Липецкой области? С чего бы начали?

— Я бы начала с женского футбола! Его в городе практически нет. При «Металлурге» открыли женскую команду, но там всё, насколько я знаю, на общественных началах. В команде собраны девочки разных возрастов, родители платят за аренду, за форму, да и в турнирах команда почти не играет. Это несерьёзно.

Надо, чтобы кто-то, наконец, всерьёз взялся за развитие женского футбола в Липецке. Не такие большие деньги нужны на создание академии, правительству города или области по силам. А девочек, которые хотели бы играть в футбол, у нас хватает. Им просто некуда податься.

— Чем, на ваш взгляд, женский футбол лучше, чем те же гимнастика, теннис или волейбол? Как могли бы мотивировать девчонок заниматься этим видом спорта?

— Не задавалась таким вопросом. Просто мне футбол нравится больше всего. Здесь важны и командный дух, и индивидуальный характер. В игре нужны и дисциплина, и творчество. А в целом в футбол играют более боевые девчонки, которые могут за себя постоять. Мне кажется, характер футбол закаляет лучше многих других видов спорта.

— По телевизору футбол смотрите?

— Да. Причём больше женские матчи. Они мне как-то ближе. Слежу, кто как действует на поле, слежу за футболистками своего амплуа. Мне очень нравится, как играет на позиции защитника Люси Бронз, которая была номинирована на звание лучшего игрока мира в 2019 году. Пытаюсь её если не копировать, то брать пример.

Есть и другие, скажем так, кумиры. Голландская нападающая Вивианне Мидема, против которой довелось сыграть, австралийка Саманта Керр, недавно перешедшая в «Челси».

— Из состава женской сборной России кто-то смог бы сыграть, к примеру, за «Металлург»?

— Если брать техническую оснащённость, то многие. А вот физически — вряд ли. В мужском футболе и скорости другие, и жёсткость единоборств.

— В одном из старых интервью в «Локомотиве» вы говорили, что мечтали бы жить в Лос-Анджелесе. Исполнение мечты всё ближе?

— Как сказать. Конечно, хотелось бы там жить, но это очень дорогое удовольствие.

— Липчанкой себя чувствуете?

— Честно говоря, не знаю, что это такое. Здесь у меня родители, младшие братья, здесь я закончила школу (19-ю гимназию — Прим.ред.). Наверное, да, я липчанка. Если останусь жить и играть в Америке, постараюсь пару раз в год приезжать домой. Но если родители тоже уедут в Штаты, возможно, я бы сюда и вообще не приезжала…

— Расскажите о своих увлечениях.

— Очень нравится кататься на сноуборде. С родителями несколько раз ездили н горнолыжный курорт в Андорру — вот это красота! Длинная, просто шикарная трасса, д и сервис на уровне. В России такого нет, а в Америке я пока не успела найти подходящий

— Книги читаете?

— Не запоем, но читаю. Недавно прочла книгу Джеймса Доти «Компас сердца. История о том, как обычный мальчик стал великим хирургом, разгадав тайны мозга». Очень интересная мотивационная история, суть которой в том, что, если человек чего-то хочет, он всегда может этого добиться. Надо только очень стараться.

Досье «Чемпионат48»

Алина Сергеевна Мягкова. Родилась 15 января 1999 года в Липецке. Футболом занималась под руководством тренеров Дмитрия Павлова («Олимпия», Грязи) и Анатолия Соломахина («Чайка», Усмань).

Выступала за команды «Олимпия» (Грязи), «Чайка» (Усмань), «Олимп» (Старый Оскол), «Рязань-ВДВ-М» (Рязань). С 2016 года в «Локомотиве» (Москва). В чемпионате и Кубке России в 2018-19 гг. провела 26 игр. В 2019 году выступала в NCAA, в команде «Chippewas» (Central Michigan University). С января 20210 года — игрок команды «Syracuse Orange» (Syracuse University).

В декабре 2017 года дебютировала в составе молодёжной сборной России (товарищеский матч со сборной Турции), 6 ноября 2018 года провела первый матч (товарищеский со сборной Сербии) в первой сборной России. За сборную страны сыграла 9 матчей, забила 1 мяч.

Отец — Сергей Евгеньевич, мать — Елена Евгеньевна, работают адвокатами. Братья — Александр, 14 лет, занимается хоккеем в СШ № 11; Артемий, 4 года.

Фото: rfs.ru, fclm.ru, smuchippewas.com

Источник: Чемпионат48 06.02.2020 10:52 818

Оцените статью
Добавить комментарий