Увольнение главного тренера МФК ЛКС Александра Фролова прошло тихо: наставник, при котором липецкая команда обыграла одного из лидеров высшей лиги уфимскую «Алгу», дала настоящий бой звёздному составу грозненского «Беркута», несмотря на явную несправедливость решения клубного руководства, попрощался с коллективом спокойно, без эмоций.
По прошествии некоторого времени, когда первые обиды улеглись, Фролов решил поделиться своим видением ситуации. «Чемпионат48» пообщался с уволенным тренером и узнал много интересного. Об истинной причине отставки наставника, о зарплатах и внутренней «кухне» ЛКС и об уровне компетенции руководителей клуба — читайте ниже.
«МЕНЯ УВОЛИЛИ ТЕЛЕФОННЫМ ЗВОНКОМ»
— Александр Викторович, казалось, что ничто не предвещает вашу отставку. Команда показывала неплохой футбол, набирала очки… Как всё произошло?
— Сразу после гостевого поражения от «Алмаза-АЛРОСЫ», когда мы возвращались домой на автобусе, мне позвонил гендиректор Руслан Куркин и сообщил, что принято решение меня уволить. Это известие стало для меня громом среди ясного неба: да, мы проиграли одному из фаворитов и опустились в нижнюю часть таблицы, но практически во всех матчах давали соперникам бой и по игре почти никому уступили. Где-то не хватило везения и мастерства, где-то подвели вратарские ошибки, но в целом игра у команды была.
— Озвученной в СМИ формулировкой увольнения были «низкие спортивные показатели», а какие претензии предъявили лично вам?
— Разговора с президентом клуба Алексеем Гречишниковым пришлось ждать больше недели, а при личной встрече мне был поставлен в вину тот факт, что я «создаю семью», а президенту нужны бойцы, которые живут на казарменном положении, тупо играют в футбол и бьются за свою зарплату. О спортивных результатах речь вообще не шла, а официальная формулировка была именно такой: президент платит деньги и хочет получать соответствующую отдачу, я же развёл в команде панибратские отношения.
Да, не скрою, я действительно хотел создать команду-семью, в которой каждый играл бы друг за друга, и именно эту модель я считаю правильной. Причём в предыдущих клубах мне это удавалось. В ЛКС мне не дали довести начатое до конца.
— Ходили слухи, что перед тройной выездной серией: «Волга» — КПРФ — «Алмаз-АЛРОСА» перед командой была поставлена задача взять шесть очков, но вы эту задачу не выполнили, набрав только три…
— Такая задача никем не ставилась. Озвученная ещё перед сезоном цель выглядела иначе: находиться как можно выше в турнирной таблице, желательно на месте не ниже шестого. Но учитывая наш календарь, при котором почти все матчи мы проводили на выезде, и очень ровный и сильный состав конференции «Запад» в этом сезоне, выполнить задачу можно было только при очень большом везении.
— С другой стороны, календарь оставшихся игр благоприятствует команде: на финиш можно накатить очень мощно!
— Нет вопросов. Но этому обстоятельству пусть радуется новый главный тренер. Мне же себя и свою команду упрекнуть не в чем. Да, по ходу первой части сезона у нас случилась два провальных матча — в гостях с «Элексом» и дома с «Беркутом», но в других поединках мы делом доказывали, что можем достойно играть даже таким составом.
«СЕЙЧАС ДАЖЕ РАД, ЧТО НЕ УЧАСТВУЮ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ»
— В смысле — «таким»? В ЛКС собраны почти все сильнейшие мини-футболисты региона…
— Изначальным приоритетом при комплектовании команды была ставка на местных воспитанников. Единственным исключением была пара воронежцев: Алексей Кравцов и Никита Елисеев. В течение сезона Куркин настоял на приглашении Андрея Андриянова — не скрою, он пришёлся ко двору; а затем, когда Андрей Иванов получил травму, остро встал вопрос с вратарём и был дозаявлен Александр Елфимов.
К сожалению, воронежцы не принимали участия в тренировочном процессе, приезжая в лучшем случае на предыгровую тренировку, а иногда — и вовсе сразу на матч. Играли с кондачка, с корабля на бал. Как в таких условиях можно говорить о полноценном рабочем процессе, о каких наигрышах можно вести речь?
Что касается местных игроков, то у нас действительно играли все лучшие. Однако руководству их игра не нравилась. Я постоянно выслушивал уничижительные эпитеты в адрес наших футболистов: этот «дрова», тот — «никакой».
В ходе моего последнего разговора с президентом я окончательно понял, что местные футболисты его не устраивают, и за счёт приезжих её будут делать более «иногородней» и более сильной. В своих игроков руководители ЛКС уже не верят. Если футболист провёл одну игру хорошо, а другую плохо, это не говорит о его низком уровне, это говорит о его нестабильности, о том, что надо работать и достигать высот мастерства.
Я до сих пор убеждён, что нынешним составом мы были способны решить поставленную задачу — занять места с 5-го по 8-е.
— Перед сезоном всё красиво начиналось: прошёл тренировочный сбор, проведена помпезная пресс-конференция. В какой момент всё пошло не так?
— Начну ещё раньше: в мае я встречался с руководителями клуба, и мне чётко сказали: в связи с заявкой в высшую лигу необходимо сосредоточиться только на команде (ранее работу в ЛКС я совмещал с другой работой). Мы ударили по рукам, и мне был предоставлен двухлетний карт-бланш в вопросах комплектования команды и её подготовки. Я в этом деле не первый год, необходимые знания и опыт у меня есть.
Ушёл с прежней работы в надежде заниматься своим любимым делом: тренировать команду. А в итоге меня уволили без объяснения явных причин. Добавлю: обещанного «карт-бланша» я так и не дождался. Всё время оба руководителя — и Куркин, и Гречишников — пытались навязать своё мнение по поводу состава. Иногда мне приходилось минут по 20 убеждать их, что надо взять того или иного футболиста на выезд, а после каждой игры они делали свои выводы по составу, требуя отцепить кого-то из игроков.
А не туда всё пошло, на мой взгляд, изначально. Сам проект под названием «МФК ЛКС» — это большая пиар-кампания и ничто больше. Много шума из ничего. Главная цель проекта — создать видимость прогрессирующего клуба, но на деле ситуация намного печальней.
Я видел всё изнутри, и уверен, что люди, стоящие у руля клуба, не готовы заниматься спортивной деятельностью, они в этом просто ничего не понимают, не могут обеспечить нормальное развитие мини-футбола в регионе.
Да, считается, что в клубе создана детская академия. Но по факту в ней работает всего один тренер, который набрал две группы разновозрастных ребят. Всего — 28-30 человек. Никакой речи о целенаправленном комплектовании групп не идёт, и развития академии, которая существует уже несколько месяцев, по большому счёту не видно.
Взять, к примеру, дубль, молодёжную команду. В структурах нормальных клубов она служит для обкатки подающих надежды футболистов, восстановления игроков основы после травм, для поддержания игрового тонуса дисквалифицированных. А в ЛКС лишь одна четвёрка с натяжкой может соответствовать требованиям дубля. Остальные — взрослые футболисты хорошего областного уровня, но без перспективы попасть в основу. Так, в чемпионате области за дубль ЛКС играл нападающий и лучший бомбардир «Металлурга». Ради чего? Ради победы любой ценой?
При этом у дублирующего состава нет полноценного тренировочного процесса. Если раньше молодые игроки занимались с основой, то сейчас их на тренировки не допускают. Возможно, что-то изменится с «переходом на профессиональный подход», разрекламированный в СМИ руководством команды, но верится в это с трудом.
Да и как можно во что-то верить, если сам Гречишников однажды заявил: «Мне ваш мини-футбол не нужен! У меня другие задачи, главное, чтобы команда была на виду!»
Так что если сразу после того, как я услышал о своей отставке, я был расстроен, то сейчас даже рад, что не участвую в этом проекте.
— По-вашему, Гречишников содержит команду ради личных карьерных целей и как только они будут достигнуты, на этом всё закончится?
— Думаю, так и есть. Несмотря на громогласные заявления, на команду тратится необходимый минимум, не более. Так, на большинство выездных матчей мы отправлялись в день игры на микроавтобусе, а в Великий Новгород и Астрахань — в плацкартных вагонах поезда, причём приезжали в эти города также в день матча.
Как можно показывать результат без полноценного отдыха перед играми и без опробования зала? Когда перед сезоном я разговаривал с руководителями, то убеждал их в необходимости заблаговременного прибывать на матчи. На что президент мне ответил: может, тебе ещё и чартер заказать?
Не скажу, что в матче с «Элексом» мы именно из-за этого потеряли очки, но в любом случае подобный подход не способствует достижению результата. Мы были поставлены в довольно жёсткие условия и должны были любой ценой выходить из этой ситуации.
НЕКОМПЕТЕНТНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ И ФУТБОЛИСТЫ В РОЛИ РАБОВ
— Как можете оценить финансовые условия в ЛКС? К примеру, уровень зарплат игроков?
— По этому показателю, думаю, ЛКС находится в нижней части рейтинга высшей лиги. Не знаю, какие точно зарплаты в большинстве других команд, но в Липецке максимальная зарплата — 30 тысяч рублей.
При этом ни о какой организации восстановительного процесса, фармакологической поддержке и питании речи не идёт. Получил деньги — питайся как хочешь и как хочешь восстанавливайся! Тренировки — четыре раза в неделю, в том числе одно предыгровое занятие.
Когда я пришёл в команду, то попросил выделить помещение для видеопросмотра и разбора матчей. Но мне и в этой малости отказали: мол, нет средств и возможности. В итоге мы иногда собирались в раздевалке и разбирали матчи на ноутбуке… А когда я в очередной раз озвучил эту проблему, президент с иронией ответил: «Хотите сделать просмотр? Приходите ко мне в кабинет, у меня и посмотрите».
При этом за гендиректором, который ничем, кроме пиара и выкладывания фотографий на странице клуба «ВКонтакте», не занимается, закреплён автомобиль с водителем. Туда ли расходуются средства? Хорошо, что они не бюджетные: как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку…
Несмотря на громкие заявления о «контрактах» с игроками и тренерами, на бумаге никаких договорённостей нет, только устные обещания. Мы расписывались в каких-то ведомостях, но лично у меня нет ни одной записи в трудовой книжке насчёт того, что я работал в клубе.
Требования к игрокам в клубе профессиональные, а условия — любительские. Любительское и руководство клубом.
— В чём конкретно вы видите непрофессионализм руководителей?
— Тот же Куркин занимается чем угодно, но только не созданием условий для полноценной жизнедеятельности команды. Даже во время заявочной кампании он отсутствовал в Липецке, а всеми бумажными делами занимался юрист компании ЛКС. Он впоследствии не вытерпел указаний взбалмошного мальчика (по-другому Куркина и не назовёшь!) и уволился.
Невозможно создать коллектив, когда гендиректор буквально стравливает людей: тренера с игроками, игроков друг с другом. Он неоднократно вызывал футболистов на разговор за банкой пива (причём в буквальном смысле, отсюда и прозвище Куркина в команде — «Шпатен»), при этом выведывая какие-то новости из стана команды и плетя интриги.
Повторюсь: я хотел создать настоящий коллектив, но, к сожалению, мне этого не удалось. Да и не могло удаться, с учётом всей подковёрной возни.
Руководство некомпетентно не только в мини-футболе — в спорте вообще! Они не понимают, что у спортсмена и у команды в силу физиологии бывают естественные спады. А отношение руководителей клуба к футболистам можно сравнить с отношением к рабам или в лучшем случае к гастарбайтерам.
Стремясь выиграть все турниры, в которые заявились, руководители иногда заставляли игроков проводить по четыре матча за выходные — в чемпионате России, чемпионате области и любительской лиге. Понятно, что полноценно восстановиться в этом случае никто не успевал… При этом футболистам было объявлено: если вы получаете травму, то ещё месяц мы вас терпим, а потом — до свидания!
Куркин — юрист по образованию — не знает никаких нормативных документов и не хочет с ними работать. Когда наш дубль заявлялся в Кубок СФФ «Центр», он даже не сумел прочесть в регламенте, что в этом турнире могут выступать пять человек (а не три) из основной команды! В итоге мы едва не опростоволосились…
Взять хотя бы ситуацию с недавно закончившимся чемпионатом области. Все команды играли по одному регламенту (не более трёх футболистов , участвующих во всероссийских профессиональных соревнованиях), а у Руслана Юрьевича был «свой» регламент. В итоге, мягко говоря, неуважительное отношение к соперникам переросло в скандальную ситуацию.
— Можете провести параллели с «Ухтой»? В этом клубе вы добились успеха, выведя его в суперлигу, в Липецке не удалось доработать даже до конца сезона…
— Если сравнивать с Ухтой, в Липецке не сделано ровным счётом ничего. Клубом в Ухте руководит человек, искренне увлечённый мини-футболом . Президент «Ухты» Виталий Габуев, так же, как и Гречишников, возглавляет строительную компанию, но своей целью ставит развитие команды, помощь подрастающему поколению, а не удовлетворение своих амбиций.
В Ухте работает детская школа, в которой занимаются по одной-две группы ребят каждого возраста со своим тренером. Есть полноценная дублирующая команда, которая играет в конференции «Восток» высшей лиги. А футболисты «Ухты» благодаря заботе Габуева обеспечены на порядок лучше, чем липецкие: начиная с экипировки, питания и заканчивая тренировочным временем в зале.
— Предположим, руководители клуба прочитают это интервью и решат сделать правильные выводы. Какие советы вы бы им дали? Что нужно изменить в МФК ЛКС?
— Во-первых, большее внимание уделять подготовке резерва. Создать полноценный дублирующий состав, привлечь к работе с ним отдельного тренера и подтягивать игроков, доводить их до уровня первой команды.
Надо создавать не «мыльную» детскую академию, а серьёзную структуру с квалифицированными тренерами.
Надо предметно заниматься детским мини-футболом, которым сейчас по большому счёту никто не занимается. У нас очень тяжело отыскиваются таланты, и терять их равноценно преступлению. При нынешнем отношении те же Андрей Хромых или Илья Бочаров, у которых большие перспективы, боюсь, будут просто потеряны…
А главное — надо понять, что в командных видах спорта успех достигается в первую очередь за счёт коллективизма. Если создана настоящая команда, в которой все, от президент до массажиста, объединены общей целью, успех обязательно придёт. Если же коллектив искусственно разъедается конфликтами и склоками, хорошего не жди…
Досье «Чемпионат48»
Фролов Александр Викторович. Родился 12 сентября 1972 года. Играл в МФК «Липецк» (2004-09 гг.). С 2008 г. тренер МФК «Липецк», в 2011-13 гг. — старший тренер МФК «Энерком». Высшее достижение — 4-е место в высшей лиге по итогам сезонов-2011/12 и 2012/13. В 2013-16 гг. — старший и главный тренер МФК «Ухта». Высшее достижение — первое место в высшей лиге в сезоне-2014/15, 12-е место в суперлиге по итогам сезона-2015/16. В августе-декабре 2018 г. — главный тренер ЛКС (Липецк). Почётный тренер Республики Коми.
Источник: Чемпионат48 23.01.2019 12:00 909