Сергей Зацепин: «Для развития велоспорта необходимы деньги на инвентарь и сборы»

Одному из наиболее перспективных липецких велогонщиков Сергею Зацепину ещё нет и 18, но в конце сентября он принял участие в первенстве мира по велоспорту на шоссе, проходившем в австрийском Инсбруке.

Одному из наиболее перспективных липецких велогонщиков Сергею Зацепину ещё нет и 18, но в конце сентября он принял участие в первенстве мира по велоспорту на шоссе, проходившем в австрийском Инсбруке.

Медалей выступающий за московскую команду УОР № 2 липчанин не завоевал, но по окончании соревнований наш юный земляк нашёл время для того, чтобы ответить на вопросы корреспондента «ЛСГ» Евгения Скворцова.

МЕНЬШЕ ДУМАТЬ – БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ

– Расскажите, как всё начиналось. Когда вы впервые сели на велосипед и решили заняться велоспортом профессионально?

– Катаюсь с самого раннего детства. Впервые на двухколёсный велосипед сел в четыре года. Сначала получалось плохо, не удавалось держать равновесие, но через несколько дней смог полноценно кататься без посторонней помощи.

Велоспортом начал заниматься благодаря своему другу Даниле Дворядкину, который к тому времени уже целый год катался на шоссейном велосипеде с ребятами по стадиону за 42-й школой. Я их увидел, стало очень интересно. Спросил у друга, как можно записаться в секцию, и он меня проводил до базы ДЮСШ № 7.

– По липецким дорогам и улицам гоняли?

– Почти каждый день мы выезжали на Елецкое шоссе и там тренировались, иногда развивая довольно приличную скорость.

– Почему выбрали именно шоссейные гонки?

– На самом деле, гоняю и на треке, множество медалей у меня как раз оттуда. Основной сложностью на треке для себя считаю нехватку опыта. А на шоссе больше внешних факторов – таких, как плохая погода.

– О чём думаете во время гонок: концентрируетесь исключительно на заезде или позволяете себе абстрагироваться от ситуации и размышлять о совершенно отвлечённых вещах?

– Во время гонок стараюсь меньше думать и больше делать. Если же начинаю размышлять, то только о том, где лучше совершить атаку или продуктивнее сэкономить силы и время.

– Тренировки профессиональных велогонщиков – долгие и утомительные или «взрывные» и креативные?

– Тренировки всегда разные. Больше занимаюсь на треке, поэтому работа у меня идёт на развитие скоростно-силовой выносливости, а это своего рода взрывная сила, которая очень нужна на финише. На шоссе работаю в основном на скорость или силу. Скорость развивают на определённом равнинном участке в 5-10 км, который велосипедист проезжает заданный отрезок максимально быстро. Силу же развивают в горах на силовой передаче. С возрастом объём тренировок возрастает. В юниорах (17-18 лет) средние дистанции на шоссе – 90-140 км, в «андерах» (19-22 лет) – 120-180 км.

ОМНИУМ И МЭДИСОН

– Соревнований в велоспорте большое количество. Какие из них для вас ключевые?

– Ключевыми соревнованиями для себя считаю олимпийские виды – как на треке, так и на шоссе, по которым идёт отбор на чемпионат Европы и чемпионат мира. К олимпийским видам на треке относят командную гонку преследования и омниум, включающий в себя сразу несколько дисциплин. Олимпийские виды на шоссе – групповая гонка и индивидуальная гонка с раздельным стартом. Сейчас у меня начинается межсезонье, поэтому насчёт планов на будущее не могу сказать более конкретно.

– Максимальная скорость, на которую удавалось разгоняться?

– 90 километров в час с крутого спуска в Армении.

– Используете ли защитное снаряжение во время тренировок или гонок?

– Только велосипедный шлем.

– Присутствует ли в этом плане психологический момент – мол, если новичок, то в защите, если опытный, то без неё?

– Нет. Просто начинающие гонщики обычно катаются с осторожностью.

– Случались травмы или другие повреждения во время гонок?

– Травм, к счастью, не было, а вот ссадин и ожогов хватало.

– Сами себе первую медицинскую помощь оказать можете или полагаетесь на дежурных медиков?

– В основном, конечно, полагаюсь на медиков, но, в принципе, могу и сам себя обработать.

– Насколько успели сродниться с велосипедом? Помимо тренировок и гонок пользуетесь двухколёсным другом?

– Велосипед – мой основной вид транспорта, но вне спорта пользуюсь им очень редко.

– Ни разу не попадали в форс-мажорные ситуации на трассах? Вниз по склону из-за невежливых водителей не улетали?

– Была пара моментов, когда водители подрезали, но всё заканчивалось хорошо.

– Памятные отметки, шрамы, на теле имеете?

– Да, и их немало.

– Согласны с тем, что велосипед становится популярным в силу эконмических причин: это удобно и доступно, экономит время и бензин?

– Да, велосипед становится популярным, с этим не поспоришь. Насчёт причин судить не берусь.

– Расскажите о своих спортивных достижениях.

– Я – неоднократный победитель и призёр первенств России (Тула-2016, Санкт-Петербург-2018, Омск-2017), мастер спорта.

– Что, по-вашему, нужно для популяризации велоспорта в Липецке?

– Думаю, было бы неплохо построить крытый велотрек и устраивать на нём гонки всероссийского уровня, приглашать известных людей и тем самым популяризировать наш вид спорта.

Кроме того, надо улучшать результаты наших велосипедистов. Для развития велоспорта в Липецкой области необходимы деньги на хороший инвентарь и тренировочные сборы.

– Кто приложил руку к вашим достижениям в велоспорте?

– Практически все тренеры отделения велоспорта ДЮСШ № 7. Клавдия Павловна Харитонкина, Сергей Григорьевич Наливкин и Сергей Александрович Севостьянов седлаи всё для того, чтобы я смог попасть в московскую УОР № 2 и дальше там развивался. В Москве со мной занимаются Алексей Юрьевич Гаранин и Юрий Петрович Разумов.

– Следите за телеэфирами с крупнейших веломногодневок планеты?

– Да, конечно. Иногда собираемся с ребятами из общежития и смотрим вместе по телевизору.

– Каким из них отдаете предпочтение?

– «Tour de France». Особенно было интересно узнать, кто в этом году заберет жёлтую майку.

САГАН И ФРУМ

– Расскажите о своих впечатлениях от первенства мира по шоссейным велогонкам в австрийском Инсбруке. Какие планы ставили перед началом соревнований и чего удалось добиться?

– Очень впечатлили зрители, которые постоянно, на протяжении всей дистанции, поддерживали гонщиков. В основном был план помочь нашим двум лидерам – Льву Гонову и Антону Втюрину. В итоге доехать до финиша удалось только им, а мне, к сожалению, нет – попал в завал и не смог догнать пелотон.

– Использовали какую-то специальную тактику?

– Тактика была проста – доехать и выиграть. Не получилось.

– Насколько в целом важна тактическая подготовка для велогонщиков?

– Значимость такой подготовки довольно велика. Не секрет, что благодаря правильным тактическим решениям можно выиграть гонку.

– Участие в престижных соревнованиях – это, наверное, ещё и спонсорские контракты. Зарабатываете на рекламе?

– В настолько престижных гонках участия ещё не принимал, поэтому не могу этого знать.

– Чем запомнились Австрия и Инсбрук помимо велогонок?

– Очень красивые виды на горы, плюс на улицах чисто и убрано. Удивительный контраст с российскими реалиями…

– В каких странах и городах удалось побывать ещё?

– Помимо Австрии, в Швейцарии и Чехии.

– Многие спортсмены коллекционируют дома свои награды, создают специальные тематические уголки в квартирах. Хотите создать нечто подобное в будущем?

– У меня дома есть стенка, которая увешана медалями и грамотами.

– Какую специальность планируете получить в будущем?

– Тренерскую.

– Есть ли кумиры в велоспорте?

– Трёхкратный чемпион мира в групповой гонке словак Петер Саган и четырёхкратный победитель «Tour de France» британец Крис Фрум.

– Какие виды спорта посещаете в качестве болельщика?

– Однажды был на футбольном матче в Туле между местным «Арсеналом» и питерским «Зенитом». Атмосфера праздничная, мне понравилось.

– За чемпионатом мира по футболу в России следили?

– Болел за нашу сборную, а также симпатизировал Бельгии и Франции.

– Чем обычно занимаетесь в свободное от тренировок и соревнований время?

– Либо отдыхаю с друзьями или близкими, либо учусь.

– Предпочитаете отдыхать в кругу семьи или с друзьями в шумных компаниях?

– Отдыхаю и с семьёй, и с друзьями, но только не в шумных компаниях. Это не моё.

Досье «Чемпионат48»

Зацепин Сергей Эдуардович. Мастер спорта России. Родился 14 ноября 2000 года в Липецке. Выступал за сборную Липецкой области, сборную Москвы по шоссе и треку, а также сборную России по шоссе. Победитель первенства России на треке (парная гонка преследования 4 км), серебряный призёр первенства России на треке (командная гонка преследования 4 км, индивидуальная гонка преследования 3 км). Учится в Московском училище олимпийского резерва № 2, специальность «физическая культура».

Источник: Чемпионат48 18.10.2018 23:50 1256

Оцените статью